Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Благодаря ИКТ актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом учитель не только образовывает, развивает и воспитывает ребенка, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:
- формирование устойчивой мотивации;
- активизация мыслительных способностей учащихся;
- привлечение к работе пассивных учеников;
- повышение интенсивности учебного процесса;
- обеспечение учебного процесса современными материалами;
- приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
- реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения.
В своей педагогической практике на уроках изучения нового материала, обобщения и закрепления знаний использую компьютерные презентации. "Золотое правило дидактики - наглядность" (Ян Каменский). Мультимедиа-системы позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях. Основная часть урока с использованием ИКТ - это изложение материала по вопросам в сопровождении видеодемонстрационных материалов: видеослайдов - фрагментов основных теоретических положений излагаемой темы, таблицы, схемы, диаграммы, графики, математические формулы и модели.
Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты. В своей практике использую самостоятельно разработанные тесты в системе Google форм. Данный сервис позволяет отследить результаты прохождения теста учащимися. Тесты двух видов: с выбором ответа и тесты с возможностью заполнения короткого текстового ответа. Если при настройке теста с выбором ответа использовать логические функции респондент после выполнения заданий может увидеть результаты своего ответа: незачтенные ответы, правильные ответы, баллы за ответы. В случае создания теста с полем для текстового ответа необходимо включить обязательное поле – адрес электронной почты учащегося, который будет выполнять задания. После этого учитель проверяет ответы и результаты отправляет по данному адресу e-mail. Также учителю доступны не только ответы отдельных пользователей, но и автоматическая сводка за все ответы:
- вопросы, на которые часто даются неправильные ответы;
- диаграммы, показывающие процент правильных ответов;
- диапазон баллов, их среднее и медианное значения.
Используя эти данные, учитель может провести уроки коррекции знаний. Тесты проводятся в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой).
Так же в своей работе использую метод проектов. Учащиеся выполняют мини-проекты на уроках и во внеурочное время. Проекты (практические задания) на уроках информатики, учащиеся выполняют непосредственно на учебном занятии. Например, «Своя фирма (производство)». Выполняют в течении нескольких уроков такие задания, как «База данных сотрудников» в программе Access, «Реклама своей фирмы», «Визитка» в текстовом редакторе, в электронной таблице «Расчет зарплаты» и др. Ребята участвуют в сетевых проектах на сайте ВИКИ-Владимир. В рамках недели математики и информатики тоже выполняют проекты с помощью компьютера: кроссворды, ребусы и др.
В настоящее время работаю над созданием учебного курса в системе ЭДО Владимирской области. |